Колёсный или гусеничный экскаватор: что выбрать?

30.05.24

Колёсный или гусеничный экскаватор: что выбрать?

Производители экскаваторов предлагают как гусеничные, так и колёсные модели, но в России больше всего покупают именно гусеничные машины. Возникает вопрос: действительно ли колёсные экскаваторы уступают в эффективности, или это всего лишь миф?

Способны ли экскаваторы передвигаться самостоятельно?

На российских стройплощадках действительно доминируют гусеничные экскаваторы. Их доставляют к месту работы на тралах, преодолевая значительные расстояния. Казалось бы, колёсный экскаватор мог бы доехать сам, что позволило бы сэкономить. Однако специалисты утверждают обратное.

"Важно помнить, что ходовая часть колёсного экскаватора отличается от ходовой грузовика. Она не имеет подвески, поэтому при долгих переездах быстро изнашивается и требует серьёзного ремонта. Такая конструкция не рассчитана на длительные пробеги," - поясняют эксперты.

В США и Европе редко можно увидеть колёсный экскаватор, передвигающийся самостоятельно через весь город. Обычно их перевозят на низкорамных прицепах, так как это значительно дешевле и менее изнашивает технику.

Если гусеничный экскаватор превышает допустимые размеры или массу для перевозки на трале, необходимо согласование с ГИБДД. Таким образом, транспортировка тралом остаётся наиболее безопасным и экономически целесообразным вариантом для перемещения экскаваторов, будь то гусеничные или колёсные модели.

Транспортировка экскаваторов: что нужно знать

Хотя перевозка экскаваторов на трале стоит дорого, это самый безопасный метод. Низкорамные платформы обычно имеют ширину 2,5-3,2 метра и длину 6-12 метров. Перед транспортировкой необходимо опустить стрелу экскаватора. Колёсные экскаваторы можно буксировать на жёсткой сцепке, но это подходит только для небольших расстояний и может повредить трансмиссию.

Экскаваторы могут перемещаться своим ходом, но каждые 20-30 километров им требуется остановка на 20-30 минут, чтобы избежать перегрева и износа. Мини-экскаваторы можно перевозить на прицепе, универсальном эвакуаторе или в кузове самосвала, если позволяет грузоподъёмность.

Для гусеничных экскаваторов можно использовать резиновые траки для самостоятельного перемещения на ограниченные расстояния, разрешённые производителем. Нарушение этих рекомендаций может привести к повышенному износу ходовой части и перегреву катков. Резиновые траки также быстро изнашиваются и не предназначены для использования на дорогах общего пользования.

Эксперты предупреждают владельцев гусеничных экскаваторов об опасности использования резиновых траков на скользких поверхностях, таких как мокрые плиты, из-за сниженного сцепления с поверхностью.

Каждый вид имеет свою область применения

Эксперты отмечают, что несмотря на трудности с транспортировкой у обоих типов экскаваторов, главное преимущество колёсных моделей заключается в их мобильности. Они особенно популярны у предприятий ЖКХ, но менее подходят для строительных площадок из-за риска прокалывания колёс арматурой и острыми камнями, а также ограниченных возможностей из-за меньшего опорного контура.

Одним из основных достоинств гусеничных экскаваторов является их низкое удельное давление на грунт. Благодаря этому они могут перемещаться по неподготовленным площадкам, при этом давление на грунт от гусеницы сравнимо с давлением человеческой ступни.

Колёсные экскаваторы обладают преимуществом в том, что могут легко передвигаться между близко расположенными рабочими площадками, не повреждая асфальт. Например, они идеально подходят для прокладки водопроводов или канализации вдоль улицы, где требуется выкопать несколько шахт на небольшом расстоянии друг от друга.

В плане обслуживания оба типа экскаваторов схожи. Для их эффективной работы необходимо использовать качественные масла и жидкости, поскольку гидравлика играет ключевую роль в функционировании всех систем.

Одним из основных различий между гусеничными и колёсными экскаваторами является более сложное устройство системы трансмиссии и привода у колёсных машин. Срок службы ходовой части гусеничного экскаватора зависит от условий эксплуатации и регулярного обслуживания, включая корректировку натяжения гусениц.

Хотя шины дешевле гусениц, ремонт ходовой части колёсного экскаватора может оказаться дорогим, если он часто перемещается между объектами своим ходом. В то же время, существует мнение, что ремонт гусеничных экскаваторов обходится дороже, поскольку они требуют регулярной замены башмаков, катков, звёздочек и других компонентов при интенсивной эксплуатации на строительных площадках.

Колёсные экскаваторы — это универсальная спецтехника, востребованная не только для земляных работ. Большинство производителей оснащают их гидравлическими контурами для подключения навесного оборудования и поворотно-наклонным механизмом. Это позволяет колёсным экскаваторам выполнять разнообразные задачи: ландшафтные и садово-парковые работы, уборку снега, подъём грузов на стройплощадке, погружение свай и прокладку коммуникаций с минимальными повреждениями дорожного покрытия.

Вернуться к списку статей